Из чего состоит коробка передач механическая

Коробка передач – сложная конструкция, за счет которой осуществляется движение автомобиля. Вопрос о том, как правильно собрать и разобрать коробку передач, является ключевым для многих автолюбителей.

Для ее правильной сборки недостаточно просто изучить основные компоненты – требуется понять их взаимодействие, а также последовательность соединения.

Коробка передач состоит из двух валов, четырех пар шестерен и механизма переключения шестерен.

Перед началом работ важно подготовить помещение: в устройство коробки передач не должны попадать влага и частицы пыли. Предварительно промойте аппарат снаружи и вытрите его насухо, чтобы избежать попадания влаги.

Подробная конструкция коробки передач представлена на схеме.

Подробная конструкция коробки передач1 – первичный вал.
2 – шариковый подшипник.
3 – шестерня первой передачи.
4 – шестерня второй передачи.
5 – шестерня третьей передачи.
6 – шестерня четверной передачи.
7 – шариковый подшипник.
8 – шариковый подшипник картера.
9 – вторичный вал коробки передач.
10 – шестерня четвертой передачи.
11 – шестерня третьей передачи.
12 – шестерня второй передачи.
13 – шестерня первой передачи.
14 – роликовый подшипник картера.

Чтобы лучше понять, как происходит процесс сборки коробки передач, для начала нужно ознакомиться с устройством и понять последовательность соединения элементов.

Инструкция по разборке коробки передач

  • Отсоедините болт крепления кронштейна подвески силового агрегата. Лучше использовать искробезопасные рожковые ключи. Гайки крепления задней крышки картера отверните ключом №13. После этого кронштейн можно снять.
  • Выверните шпильку крепления коробки передач к двигателю – это производится для удобства разборки.
  • Снимите крышку с уплотнительной прокладной со шпилек, постукивая медным молотком. Если такого нет, можно использовать обычный, но постукивание производить через оправку из мягкого металла, чтобы снизить тяжесть удара.
  • До упора вдавите штор выбора передач, включите третью передачу (или четвертую, вытянув штык до упора).
  • Отверните болт крепления вилки пятой передачи при помощи ключа №10. Включите пятую передачу, одновременно ударив по вилке через выколотку из мягкого металла.
  • Если на поверхности есть вмятины гаев первичного и вторичного валов, выпрямите их при помощи бородка. Гайки валов можно отсоединить при помощи ключа №32.
  • Подденьте шестерню пятой передачи двумя отвертками, после чего аккуратно снимите узел пятой передачи, удалите вилку включения пятой передачи.
  • Снимите скользящую муфту синхронизатора со ступицей, а также блокирующее кольцо синхронизатора. Удалите упорную пластину.
  • Когда ступица начнет двигаться, удалите ее внутри скользящей муфты синхронизатора. Затем как муфта станет свободна, удалите из нее ступицу, пружины с фиксаторами и сухари синхронизатора пятой передачи.
  • После этого легко снимется дистанционное колесо подшипника и игольчатый подшипник.
  • Ведущую шестерню пятой передачи получится удалить двумя отвертками, пробки фиксаторов штоков переключения передач – ключом №13.
  • Винты крепления упорной пластины, на которых есть специальные стопорные шайбы, отсоедините ударной крестообразной отверткой. Саму упорную пластину удалите, поддев двумя отвертками, после чего введите лапы съемника в пространство, которое появится между торцом заднего подшипника и упорной шайбой. Упорную шайбу аккуратно удалите.
  • Разожмите стопорное кольцо на подшипнике первичного вала. Для этой цели лучше использовать две отвертки одного диаметра.
  • Отверните пробку фиксатора задней передачи, удалите пружину и вставьте в гнездо фиксатора отвертку. Шарик получится извлечь, приложив магнит к отвертке.
  • Следующий этап – удаление 13 гаек и одного болта крепления картера коробки передач картеру сцепления. Картер коробки можно приподнять, вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку. После этого картер без проблем удалится.
  • Теперь откроется доступ к прокладке, которую легко удалить.
  • Удалите магнит и очистите его от частиц металла, отверните болт крепления вилки включения 1 и 2 передач накидным ключом. При помощи отвертки выведите шток из механизма переключения передач.
  • Аккуратно удалите ось промежуточной шестерни заднего хода, после чего саму шестерню. Далее можете одновременно удалить первичный и вторичный вал из роликов подшипников картера сцепления.
  • Отверните три болта крепления механизма выбора передач ключом №10.
  • Отсоедините рычаг выбора передач со штока, после чего получится легко снять защитный чехол с втулки. Для удобства лучше поддеть защитный чехол отверткой – действовать нужно осторожно, чтобы не зацепить шток. После этого шток можно будет вынуть из коробки передач.
Читайте также:   Что лучше выбирать тосол или антифриз?

Инструкция по сборке коробки передач

Сборка коробки передач проводится в обратной последовательности. Перед началом работ все элементы так же требуется тщательно очистить и смазать маслом для обеспечения наиболее лучшего скольжения при подсоединении.

Для запрессовки подшипников нужно применять выколотку из мягкого цветного металла, чтобы наладить качество вращения шестерен и затяжки винтов, которые отвечают за стягивание половины картера.

Для лучшего запоминания последовательности работ можно ознакомиться со схемой переключения передач, представленной ниже.

схема переключения передач

Переключение передач осуществляется при помощи специального механизма, представленного ниже.

Переключение передач осуществляется при помощи специального механизма

 

Принцип работы механизма переключения передач очень прост:

  • При повороте валика передается движение на кривошип с собачкой, один из выступов которой входит в соответствующую впадину храповика сектора. Движение собачки провоцирует движение барабана, который заставляет работать вилки переключения в нужном направлении.
  • За счет барабана осуществляется движение подвижных шестерен на валах, для удержания его на одном месте используется фиксирующее устройство (составные элементы – фиксирующий диск, фиксатор с роликом, пружина, прижимающая фиксатор к диску).

Важно, чтобы в момент сборки шестерни и механизм переключения были расположены таким же образом, как на момент включения четвертой передачи.

Оцените пожалуйста статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделись новостью с друзьями
Автодайджест
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.