В большинстве случаев производители утверждают, что масло залито на заводе в нужном количестве на весь срок службы, не стоит беспокоиться, фирма гарантирует.
Но в действительности масла хватает только до окончания гарантийного периода. Дальше заботы перекладываются на владельца. Если не следить за маслом в коробке передач, то неминуемо появятся проблемы.
Если срок службы масла неизвестен, например после покупки б/у автомобиля — его надо безусловно заменить.
Проверка уровня в АКПП
В большинстве коробок эту процедуру предусмотрели. Корпус агрегата снабжен специальным маслоизмерительным щупом. Его рукоятка обычно аналогична масляному щупу двигателя, а иногда имеет контрастную расцветку.
На извлеченном щупе можно увидеть метки, их две пары, максимально и минимально допустимый уровни, соответственно для горячего и холодного масла.
Проверку уровня надо проводить при работающем двигателе, если инструкция к автомобилю прямо не указывает на обратное.
Алгоритм проверки в автомобиле с автоматической трансмиссией
- Автомобиль устанавливается на горизонтальном участке, двигатель запускается, селектор автомата последовательно переводится по всем его положениям, остановившись на паркинге (положение «P»).
- Извлечь щуп, протереть его от масла и вставить назад до упора, после чего снова вытащить.
- Уровень масла должен находиться между максимальной и минимальной отметками для данной температуры. Если нет – нужно не откладывая довести его до нормы, доливая масло или сливая излишки, иначе коробка может работать нештатно и быстро изнашиваться.
- Желательно оценить запах масла, оно не должно пахнуть гарью. Если же перегрев был и гарь появилась, масло надо полностью поменять вместе с фильтром.
Если щуп не предусмотрен производителем
Возможны разные варианты исполнения КПП, чаще всего встречаются модели со сливной пробкой и дистанционной трубкой. Высота её подобрана так, что лишнее масло будет слито, а остаток соответствует норме.

Мотор должен работать, после чего пробка выкручивается и оценивается количество вытекающей жидкости.
Её должно быть немного, но если она вообще не вытекает, значит уровень недостаточен и масло надо доливать.
Если масло потемнело, в нём есть заметные посторонние примеси или эмульсия, значит к дальнейшей работе оно непригодно и его надо полностью заменить. В зависимости от коробки, она может быть красного или жёлтого цвета.
Вариаторы
Бесступенчатые коробки еще более критичны к качеству масла. Очень желательно менять его каждые 40-45 тысяч пробега. Проверка уровня также производится по щупу.
- Масло в вариаторе прогревается.
- Машина устанавливается на ровной поверхности, селектор передвигается по всем рабочим положениям с задержкой на 5 секунд в каждом, останавливаясь на режиме паркинга.
- Проводятся те же процедуры с щупом, но иногда щуп имеет необычную форму и устанавливается с фиксатором. Тогда стоит обратиться к инструкции пользователя конкретного автомобиля.
- Для вариаторов используется специальная жидкость типа CVT. Экспериментировать с этим не стоит.
Регулярно контролируя и обслуживая вариатор можно убедиться, что вопреки мифам он достаточно надежен и долговечен.
Механические коробки переключения передач
В МКПП, как правило, контроль уровня производится по нижнему краю заливного отверстия.
- Для проверки достаточно вывернуть заливную пробку, доступ к которой имеется снизу автомобиля, и вставить туда любой подходящий Г-образный ключ из набора инструментов. Следы масла на нем покажут расположение уровня масла.
- Если возникнет необходимость, масло доливают. В механических коробках обычно используется трансмиссионное масло группы GL-4, минеральное или синтетическое, в зависимости от требуемой по сезону вязкости.
- Некоторые коробки требуют применения масла для АКПП, об этом можно узнать из руководства по автомобилю.
Мне как начинающему автомобилисту было интересно и полезно ознакомиться с данной статьей. После прочтения теперь знаю как следить за уровнем масла в машине и не оставлять этот процесс на волю случая.
Сейчас продаются универсальные масла сразу для нескольких марок автомобилей. И они могут быть другого цвета. Например мое родное масло желтого цвета, коробка АКПП, а универсальное масло Idemitsu написано что имеет допуск на мою машину и можно смешивать, оно красного цвета. Можно смешать желтое полусинтетическое и красное универсальное синтетическое?